Возврат технически сложных товаров
Вопросы юристу
Технически сложным товаром признается товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924:
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
Покупатель может осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия.
При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).
При совершении покупки обязательно проверяется правильность заполнения гарантийного талона продавцом: все графы должны быть заполнены и заверены печатью магазина. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Технически сложные товары надлежащего качества (без недостатков) не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней со дня покупки, поскольку относятся к группе технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.).
Покупатель вправе требовать замены технически сложного товара только в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Обнаружение недостатков в технически сложном товаре (в течение гарантийного срока).
В течение первых пятнадцати дней с момента, когда товар был передан потребителю, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег за него или предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Требование о замене подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня его предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение двадцати дней. Требование о возврате денег подлежит удовлетворению в течение десяти дней.
При обнаружении недостатков в товаре по истечении срока в 15 дней потребитель имеет право только на гарантийный ремонт товара либо на соразмерное уменьшение его цены.
Ремонт товара. Экспертиза.
Срок ремонта не должен превышать 45 дней. По окончании ремонта следует взять документ о том, какой именно недостаток был устранен. Если ремонт осуществляется более 45 дней, либо в товаре обнаружены существенные недостатки, то потребитель имеет право предъявить требование о замене товара либо возврате денег за него. Такое же право возникает у него и в том случае, если товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Если продавцу или изготовителю было заявлено требование о ремонте или замене технически сложного товара, то можно потребовать также предоставления аналогичного товара на период ремонта или замены (этот товар должен быть предоставлен и доставлен в течение трех дней).Но при этом, автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства на период ремонта или замены Вашего товара не предоставляются (согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.).
При получении претензии потребителя (в течение гарантийного срока), продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель, сообщив об этом продавцу, вправе участвовать в проверке качества товара. Проверка качества, проводимая самим продавцом, не является экспертизой.
Если по результатам проверки качества между Продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чём должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на её проведение.
Гарантийный срок истёк или не был установлен
(но не прошло двух лет со дня покупки)
В этом случае бремя доказывания того, что недостатки в товаре являются производственными, лежит на потребителе. При неудовлетворения требования, потребитель проводит за свой счёт экспертизу качества данного товара. Если экспертиза установит, что недостатки являются производственными, то потребитель будет вправе требовать удовлетворения своего требования и возмещения убытков, связанных с произведенной экспертизой.
Порядок действий потребителя.
В любой из вышеуказанных ситуаций нужно направить продавцу письменную претензию, составленную в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями (к претензии прикладываются копии всех необходимых документов, например кассового чека, товарного чека, гарантийного талона и т.п.).
Если не удалось достичь урегулирования спора в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Поскольку не совсем ясно, является ли перечень технически сложных товаров исчерпывающим, многие суды считают Перечень ТСТ законченным и расширительному толкованию не подлежащим. Однако ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает отдельные правила для товара определенной категории – технически сложного, применяемые только в связи с обнаружением в нем недостатков. Соответственно ТСТ должен соблюдать определенные правила, предусмотренные в законе, поэтому, перечень, указываемый в подзаконном нормативном акте, не может быть исчерпывающим.
Адвокаты юридической компании имеют большой опыт работы в сфере защиты прав потребителей.
Наши специалисты оказывает помощь в следующих формах:
- консультирование;
- подробное разъяснение любой ситуации, связанных с правами потребителей;
- подготовка и анализ любых видов документации;
- подготовка соглашений;
- участие юриста на досудебном этапе спора в сфере защиты прав потребителей;
- подготовка, подача искового заявления;
- подготовка и подача любой документации – ходатайств, заявлений на судебном этапе спора;
- участие в судебном заседании, полное ведение судебного процесса;
- подготовка и участие в судебном процессе в апелляционной, кассационной стадии;
- участие юриста на стадии исполнительного производства.