Как написать претензию?
Вопросы юристу
Досудебная претензия
Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда проданный товар либо оказанная услуга совершенно не соответствует требованиям качества. Прежде чем подавать исковое заявление в суд, необходимо попытаться разрешить спор в досудебном порядке. В этом Вам поможет правильно составленная претензия.
Письменная претензия потребителя - это требование потребителя, изложенное на бумаге, к продавцу (исполнителю, лицу, которое предоставляет услуги). Основная ее цель-это разрешение конфликта между потребителем и лицом, предоставляющим товар либо услугу. Предъявить ее может любой потребитель, который не доволен качеством купленного товара, услуги. Эффективность такого способа защиты прав потребителей часто недооценивают. Компании и предприниматели, которые заботятся о чистоте своей репутации, как правило, всегда адекватно и оперативно реагируют на претензии. В том случае, если виновная сторона отказывается предпринимать шаги к мирному урегулированию конфликта, Вы всегда можете использовать претензию в качестве доказательства.
Как правильно составить претензию?
Претензия должна быть составлена в письменном виде, в двух экземплярах. Установленной формы для претензии не существует, однако она должна содержать следующую информацию:
1) Кому Вы направляете претензию?
Очень важно правильно определить «виновное лицо». Претензию предъявляют не продавцу, который лично продавал товар, и не работнику фирмы, который оказывал некачественные услуги, претензия предъявляется или юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В отношении юридического лица, претензия предъявляется его непосредственному руководителю, которым обычно является Генеральный директор, соответственно писать претензию следует на его имя.
2) От кого претензия?
В претензии потребитель должен сообщить свою фамилию, инициалы, фактический адрес, а также указать контактный телефон, по которому можно с ним связаться в случае, если продавец (изготовитель) сочтет это необходимым в целях экономии времени или при необходимости уточнить какие-либо сведения.
3) В тексте претензии необходимо изложить существо дела:
В тексте самой претензии должно быть указано, когда и где приобретался товар или оказывалась услуга? В документе необходимо указать точные характеристики товара или услуги, наименование, артикул, размер, модель, серийный номер и т.п. Обязательно следует указать сведения о наличии либо отсутствии гарантийного срока на товар или услугу. После этого нужно описать, что именно вас не устраивает в товаре или оказанной Вам услуге, чем этот товар или услуга огорчили Вас, и какие морально-нравственные страдания принесла вам их покупка, (если предполагается обменять товар надлежащего качества), или описывается подробно недостаток товара (если речь идет о надлежащем качестве товара).
4) Четко сформулируйте свои требования.
Самая важная часть претензии – изложение своих требований. Требования должны быть сформулированы предельно четко и в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации.
5) Укажите в конце претензии, какие у Вас намерения в случае, если Ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке?
В тексте претензии необходимо поставить в известность того, кому предъявляется претензия о своих дальнейших шагах, если претензия будет не принята или проигнорирована. Например, можно указать что Вы планируете обратиться в общество защиты прав потребителей, либо подать иск в суд.
Не забудьте поставить дату и вашу подпись под претензией.
6) Укажите, какие документы Вы прилагаете к претензии?
К составленной претензии желательно приложить копии всех имеющихся у вас документов. Подлинники этих документов необходимо оставить у себя. К претензии следует приложить: копию товарного (кассового) чека, копию гарантийного талона, копии актов, договора, справок и других документов, имеющихся у Вас в связи с вашей претензией.
Вручить составленную претензию можно любому работнику, представляющему юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которому предъявляется претензия. Вручить претензию можно в абсолютно любом месте, где осуществляется деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя. Отдать вы должны только один экземпляр составленной претензии. Второй экземпляр необходимо заверить (попросить поставить дату и подпись) у того, кому вручается первый экземпляр претензии. Довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда представитель юридического лица либо индивидуального предпринимателя просто отказываются принять Вашу претензию. В таком случае следует отправить им составленную претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Чек, подтверждающий отправку заказного письма с уведомлением о вручении, необходимо сохранить. Если по истечении установленного законом срока, претензия будет проигнорирована или на составленную и врученную претензию будет получен отрицательный ответ, то в этом случае следует обращаться за защитой своих прав потребителя в суд.