Споры со страховой компанией
Вопросы юристу

С первого взгляда нет ничего
сложного в том чтобы после ДТП возместить или оплатить стоимость починки своего авто. Достаточно подать небольшой пакет документов предусмотренный статьёй 44 Правил ОСАГО, а именно: справку о ДТП и извещение о ДТП. Однако споры со страховой компанией — довольно частое явление, требующее участия автоюриста.
Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении должны представляться потерпевшим только в тех случаях, когда составление таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации(при отдельных страховых случаях возможно предоставление дополнительных документов).
После подачи вышеуказанного пакета документов страховая компания согласно абзацу второму статьи 45 Правил ОСАГО, проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую экспертизу (оценку) пострадавшего автомобиля.
Далее страховая компания, согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об ОСАГО» рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
Однако очень часто страховые компании прибегают к различным уловкам, затрудняющим или делающим невозможным получение страховой выплаты. Давайте рассмотрим некоторые из них с точки зрения законодательства.
Страховая компания отказывается принимать документы, мотивируя это тем, что отдел урегулирования убытков находится либо далеко в пригороде, либо даже в области (зачастую в 3-5 часах езды от города). Если сумма ущерба невелика, то пострадавший в ДТП может просто отказаться от идеи возмещения ущерба причинённого в результате ДТП и произвести починку автомобиля за свой счет.
В данном случае страховая компания грубо нарушает нормы законодательства, а именно абзаца третьего статьи 43 Правил ОСАГО, где говорится, что заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. То есть страховая компания обязана принять ваше заявление в любом своём ближайшем от места ДТП филиале или представительстве.
Но доказать этот факт представителю страховой компании вряд ли получится, даже указывая на вышеуказанный нормативно-правовой документ. Но не отчаивайтесь — даже в такой, казалось бы, патовой ситуации выход есть. Ведь в законодательстве выбор способа уведомления не указан и может быть любым на усмотрение Потерпевшего. Потерпевший может отправить заявление о страховой выплате по почте, приложив необходимый список документов (указанный выше).
Страховая компания приняла ваше заявление и даже организовала проведение независимой автоэкспертизы, но размер суммы восстановительного ремонта оказался смехотворно мал. К сожалению, согласно абзацу первому статьи 45 Правил ОСАГО страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку), то есть страховой компании предоставлено преимущественное право выбора и назначения якобы независимого эксперта-оценщика. Однако, как правило подобные «независимые» эксперты являются партнёрами страховых компаний и намеренно снижают сумму восстановительного ремонта указанного в отчете.
Решить подобную проблему в досудебном порядке практически невозможно. Но даже в случае судебного разбирательства необходимо произвести оценку восстановительного ремонта автомобиля у независимого эксперта-оценщика, так как согласно статье 56 Гражданско-Процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Перед проведением независимой экспертизы-оценки необходимо заранее уведомить страховщика о ее проведении. Опять же в законодательстве не указано каким образом должно происходить уведомление - то есть вы можете уведомить по почте (лучше подавать не менее чем за 4 дня) либо подачей уведомления в канцелярию Страховщика (обязательно наличие 2 экземпляров уведомления-один для Страховщика, второй с печатью Страховщика о приеме – Вам).
Но не следует забывать о том, что защита интересов в суде – дело очень тонкое, требующее специальных познаний и профессионального опыта. Зачастую одна ошибка, допущенная ещё на стадии подготовки к судебному разбирательству, может решить исход дела не в вашу пользу. Поэтому, если дело возможно решить только в порядке судебного разбирательства, то помощь профессиональных автоюристов не просто рекомендуема, но обязательна.
Страховая компания приняла ваше заявление, проведенная оценка полностью покрывает ваши расходы на осуществление ремонта, но затягивает процесс выплаты денежных средств, либо выплачивает их не в полном объёме. Такие действия Страховщика также являются незаконными. Ведь согласно абзацу первому пункта 2, статьи 13 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
При этом существуют ещё и штрафные санкции предусмотренные этим же законом, а именно абзацом вторым, пункта 2, статьи 13, согласно которой при неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность. Для того чтобы добиться выплаты страхового возмещения в этом случае, вам необходимо послать досудебную претензию с требованием выплатить сумму страхового возмещения и штрафных санкций на день исполнения Страховщиком обязанности по выплате. И опять же если Страховщик продолжает затягивать то необходима подача документов в суд.
Для более подробной консультации Вы можете задать вопрос нашему автоюристу в разделе «Вопрос – ответ» и получите грамотный, подробныйответ.
Наши телефоны:
8 (3532) 26-46-75;
8 (903) 366-46-75.
Режим работы:
понедельник – суббота, с 09.00 до 20.00;
перерыв с 13.00 до 13.30.
Прием в субботу и воскресенье по предварительной записи.
Статьи по теме
21.04.2015
Порядок действий при возмещении ущерба при ДТП
Возмещение ущерба при ДТП состоит из ряда составляющих, которые необходимо учитывать, что получить соответствующую выплату
10.04.2015
Основания расторжения кредитного договора
Расторжение кредитного договора происходит в таком же порядке, как и расторжение любого другого договора. Рассмотрим основания расторжения кредитного договора.