Некачественный ремонт квартиры
Вопросы юристу

Многие из граждан сталкивались с такой проблемой, как некачественный ремонт. Как нужно действовать, если после приема ремонтных работ, Вы обнаружили недостатки?
В первую очередь, стоит руководствоваться положениями Гражданского Кодекса о бытовом подряде, а также Федеральным Законом «О защите прав потребителей».
Согласно статья 722 Гражданского Кодекса, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
-безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
-соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
-возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если по характеру работы такой возврат возможен.
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Аналогичным образом данную ситуацию регулирует Федеральный Закон «О защите прав потребителей»:
Согласно ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей», Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
-соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
-потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Таким образом, для начала стоит определить, чего именно Вы хотите от Подрядчика в конкретной ситуации: будет ли это безвозмездное устранение недостатков выполненной работы, уменьшение цены либо отказ от исполнения договора и полное возмещение убытков (если недостатки являются существенными, либо недостатки выполненной работы не устранены исполнителем).
Вам необходимо направить Подрядчику письменную претензию, в которой нужно четко изложить выявленные дефекты и конкретные Ваши требования. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых остается у Вас. Необходимо, чтобы Подрядчик (его представитель) принял претензию, о чем должны свидетельствовать дата и его подпись на экземпляре претензии, которая остается у Вас. В случае если Подрядчик (его представитель) отказывается принять претензию, необходимо выслать ее по почте заказным письмом, с обязательной описью вложения и обратным уведомлением. Сохраните копии уведомлений и квитанций.
Вы вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
Обратите внимание, что законом «О защите прав потребителей», статьей 31 установлено, что требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Стоит также учесть, что согласно ФЗ «О защите прав потребителей», за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 указанного Федерального Закона (исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
Согласно статье 720 Гражданского Кодекса, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну. Перед экспертом необходимо поставить вопрос о соответствии объема и качества выполненных работ условиям договора, а также строительным нормам и правилам. Обязательно, не позднее, чем за три рабочих дня(на момент получения) письменно уведомите подрядчика о времени предстоящей экспертизы. Результаты экспертизы доведите до подрядчика.
При отсутствии ответных, удовлетворяющих Вас действий со стороны подрядчика, Вы вправе обратиться в суд.