Жалоба в прокуратуру
Вопросы юристу
Обращение с жалобой в прокуратуру является одним из эффективных способов защиты прав граждан. Многие граждане не используют эту возможность лишь по той причине, что не знают как правильно составить, оформить и каким образом подать такую жалобу. В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы.
В целом, жалоба – это обращение группы граждан или гражданина в общественную или какую-либо государственную организацию по поводу совершенного нарушения в отношении закрепленных какими-либо законодательными актами права или нарушения в отношении охраняемого законом интереса гражданина. Вместе с этим, жалобой также может являться средство устранения какого-либо нарушения законодательства, а также основание для рассмотрения вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения, волокиту, бюрократизм или нарушения при исполнении своих служебных обязанностей (например, исполнение судебного решения судебными приставами).
Федеральный Закон "О прокуратуре" дает гражданам право обращения в прокуратуру с жалобами на действия государственных органов. Она составляется в произвольной форме, однако должна отражать определенную информацию и соответствовать определенным требованиям. Жалоба принимается в письменном виде на государственном языке. В жалобе необходимо отразить следующую информацию:
-фамилия, имя, отчество заявителя;
-адрес места жительства;
-фамилия, имя, отчество лица, права которого были нарушены (если жалоба написана в интересах другого лица);
-фамилия, имя, отчество должностного лица или наименование государственного органа (организации), допустивших, на взгляд заявителя, нарушение прав;
-краткое описание дела или происшествия, время происшествия;
-каких действий заявитель ожидает;
-дата и личная подпись.
Анонимные жалобы и заявления прокуратура не принимает и не рассматривает.Также не забудьте указать наименование прокуратуры, в которую направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество прокурора. Жалоба или заявление должны быть написаны официальным языком. Это не значит, что Вы обязаны знать юридические термины и прочие специальные понятия. Лучше всего писать простым и понятным языком, короткими фразами, избегая как излишней витиеватости и образности, так и жаргонных и просторечных выражений. Если же в вашей жалобе или заявлении будут содержаться нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, прокуратура вправе оставить обращение без ответа и сообщить Вам о недопустимости подобных высказываний. Если в вашей жалобе или заявлении в прокуратуру не хватает сведений, достаточных для ее рассмотрения, ее обязаны вернуть вам в течение семи дней для внесения недостающих данных. При необходимости прокурор разъяснит Вам, куда следует обратиться, чтобы эти данные получить.
Срок рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы, после того как жалоба непосредственно подана, предусмотрен в пределах одного месяца, а в случае, если жалоба является документом, не требующим дополнительного изучения и основательной проверки, срок рассмотрения жалобы не превышает 15 дней, а в ряде случаев рассмотрение осуществляется безотлагательно. Стоит также отметить, что, когда для разрешения жалобы необходимым являются различного рода проверки, а также возможное истребование необходимых материалов или других мер со стороны должностных лиц, сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены руководителем соответствующего органа не более чем на 1 месяц, в этом случае Вас должны обязательно уведомить о продлении сроков.
При разрешении обращений прокурор обязан всесторонне и объективно проверить изложенные в них доводы, установить и исследовать фактические обстоятельства, связанные с обращением, в случае необходимости получить объяснения должностных и иных лиц, относительно обжалуемых действий и решений, истребовать и изучить необходимые материалы, правильно определить и применить нормы законодательства, подлежащие применению при принятии решения по обращению.
В ходе рассмотрения жалоб по каждому обращению в органах прокуратуры должно быть принято одно из следующих
-о принятии к своему производству;
-о передаче на разрешение в нижестоящие прокуратуры;
-о направлении по принадлежности в другие органы;
-о приобщении к ранее поступившему обращению.
Обращения считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны авторам мотивированные и исчерпывающие ответы в письменной форме.