Возврат товара ненадлежащего качества
Вопросы юристу

От возможности приобретения некачественного товара не застрахован никто. Данная ситуация сама по себе является крайне неприятной, а дальнейшие споры с продавцом, который не всегда действует в соответствии с законом, усугубляют ее. В данной статье мы попытаемся разобраться, как нужно действовать, если Вам продали товар ненадлежащего качества.
Товар ненадлежащего качества, что делать
Первое что Вам следует сделать – это ознакомиться с Федеральным Законом « О защите прав потребителей». Данный документ содержит исчерпывающий перечень прав, которыми Вы обладаете, и именно на него Вам следует ссылаться в случае, если продавец отказывается принять товар. Итак, если потребитель обнаружил в товаре недостатки, он имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, причем по требованию продавца потребитель обязан возвратить указанный выше товар. Возможна ситуация, когда за время использования товар потерял товарный вид. Не стоит опасаться, что в этом случае будет невозможно вернуть товар-статья 27 «Правил продажи отдельных видов товаров» предусматривает право покупателя отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, при этом продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Это применимо как к технически сложным, так и к самым обычным товарам. Соответственно, продавец не имеет права отказать потребителю в возврате некачественного товара, мотивируя это потерей товарного вида или наличием следов использования. Распространенным является заблуждение о том, что невозможно вернуть товар без чека. Отсутствие товарного или кассового чека также не является основанием отказа в принятии товара.
В течение какого срока можно вернуть некачественный товар? Закон устанавливает, что потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Более того, в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Что касается технически сложных товаров, то ситуация несколько усложняется. Обратите внимание: в течение 15 дней можно вернуть технически сложный товар в случае обнаружения недостатков, но по истечении 15 дней можно вернуть технически сложный товар в случае обнаружения существенных недостатков. Если Вы задаетесь вопросом, какого рода недостатки являются существенными, то Федеральный Закон «О защите прав потребителей» дает вполне четкий ответ: качественным является товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Соответственно, если недостаток товара делает невозможным его использование по прямому назначению и если он не соответствует общепризнанным критериям качества – вы вполне можете его вернуть. Существенность недостатка – понятие в обыденной жизни весьма относительное, однако статья 27 «Правил продажи отдельных видов товаров…» конкретизирует данное понятие.
Основанием для возврата товара является наличие существенных нарушений требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков). Не стоит забывать и о еще одном постановлении правительства РФ (№575 от 13 мая 1997 года), в котором опубликован перечень технически сложных товаров ненадлежащего качества, подлежащих замене или, по пожеланию потребителя, в отношении которых можно отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
К таким товарам относятся:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
2. Мотоциклы, мотороллеры.
3. Снегоходы.
4. Катера, яхты, лодочные моторы.
5. Холодильники и морозильники.
6. Стиральные машины автоматические.
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Как быть, если товар был куплен в рамках рекламной или специальной акции, а также со скидкой? Такой товар также подлежит возврату, и соответственно, отказ продавца в его принятии будет являться незаконным.
Возможно, Вам придется столкнуться с проблемой, когда продавец не согласен с причиной недостатков товара. Единственным способом разрешить этот спор является заключение эксперта. На что следует обратить внимание? Во-первых, при передаче товара продавцу для проведения проверки или экспертизы обязательно составьте акт сдачи-приемки, в котором были бы указаны все нюансы внешнего вида: наличие либо отсутствие царапин и потертостей, сколов, трещин и прочих дефектов внешнего вида. Данный документ будет являться важным доказательством в случае, если придется оспаривать результаты экспертизы. Во-вторых, вы имеете полное право присутствовать при проверке качества товара и на экспертизе – это предусмотрено законом. Вам стоит заранее оповестить продавца о своем желании присутствовать на экспертизе. Продавец не имеет права отказать Вам в вашем законном требовании. Вы можете присутствовать на экспертизе лично, а можете и направить вместо себя законного представителя – в этом случае не забудьте оформить доверенность. В ходе проверки вы имеете право делать предложения и замечания. Результаты экспертизы могут быть опротестованы в судебном порядке, и, как правило, государство на стороне покупателя.
Права потребителей – одна из сфер правоотношений, в которой можно выделить целый ряд нюансов, как правило, незнакомых гражданам, которые требуют разъяснения квалифицированных специалистов.
Адвокаты юридической компании «ЮристПартнер» имеют большой опыт работы в сфере защиты прав потребителей.
Наши специалисты оказывает помощь в следующих формах:
- консультирование;
- подробное разъяснение любой ситуации, связанных с правами потребителей;
- подготовка и анализ любых видов документации;
- подготовка соглашений;
- участие юриста на досудебном этапе спора в сфере защиты прав потребителей;
- подготовка, подача искового заявления;
- подготовка и подача любой документации – ходатайств, заявлений на судебном этапе спора;
- участие в судебном заседании, полное ведение судебного процесса;
- подготовка и участие в судебном процессе в апелляционной, кассационной стадии;
- участие юриста на стадии исполнительного производства.