О новых правилах подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий.
Вопросы юристу
12 августа 2014 года вступили в сиу новые правила подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Миноборнауки России от 26 декабря 2013 года № 1408. Теперь, чтобы продолжить свою деятельность, всем автошколам необходимо получить заключение Госавтоинспекции о соответствии их учебно-материальной базы нормативным требованиям, предусмотренным приказом, а также согласовать с ведомством все свои образовательные программы.
Какие изменения и нововведения предусматривает приказ?
- Появились новые категории и
подкатегории. Раньше
управление мотоциклом (ТС категории "А") было возможно с 16 лет, а
сейчас – с 18. Однако подкатегории "М" и "А1" (легкие
мотоциклы) позволяют получить водительское удостоверение уже с 16 лет, поэтому
они востребованы среди подростков.
- Изменились требования к автодромам.
В программах говорится о трех разных понятиях, которые нужно разделять:
закрытая площадка, автодром и автоматизированный автодром.
Минимальные требования установлены для закрытой
площадки- это асфальтовое либо цементо-бетонное покрытие, при этом не все
пространство площадью 0,24 га может быть заасфальтировано или забетонировано, а
только та территория, которая используется для выполнения учебных либо
контрольных заданий. Никакой установки специальных знаков и светофоров на
закрытой площадке не требуется. Допускается имитация перекрестка и пешеходного
перехода с помощью разметочных стоек, вех стержневых, оградительных съемных
столбиков, оградительной ленты, временной разметки.
Для автодрома необходимо наличие пешеходного перехода перекресток, дорожной разметки, которые должны соответствовать ГОСТу.
Автоматизированный автодром предусмотрен для автоматизированной системы обучения и сдачи экзаменов.
Наличие у автошколы площадки любого из указанных видов позволяет ей обучать кандидатов в водители.
-Изменилось общее количество
часов, отведенных для практических занятий на автомобиле. Речь идет не только об
увеличении количества часов, но и о качественном изменении их содержательного
наполнения. Стоит иметь в виду, что раньше часы занятий были академические
(45 минут), а теперь – астрономические (60 минут), так что изменение достаточно
существенное – на 18,5 астрономических часов.
- Психофизиологические основы
деятельности водителя выделяются в отдельный учебный предмет. Ранее он
входил в курс "Основы безопасного управления транспортным
средством". В процессе освоения этого предмета обучающиеся смогут освоить
навыки саморегуляции и профилактики конфликтов. После изучения предусмотренных
программой тем по психофизиологии начинающие водители будут готовы и к
предотвращению конфликтов на дороге, и к взаимоотношениям с наиболее уязвимыми
участниками дорожного движения: детьми, пешеходами, инвалидами,
велосипедистами, и многому другому.
Кроме того, рассматривается перспектива установления госпошлины за каждую попытку сдачи экзамена в Госавтоинспекции. Цель данной инициативы - побудить будущих водителей более серьезно относиться к сдаче экзамена на получение прав.
На сегодняшний день все автошколы должны привести в соответствие свои методические программы обучения и материально-техническую базу подготовки водителей, в этом случае они смогут получить заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, для того чтобы успешно продолжить свою деятельность.
Следует отметить, что
Госавтоинспекция запустила новый информационно-справочный ресурс, посвященный
автошколам. На
официальном сайте Госавтоинспекции появился раздел, посвященный информации об автошколах,
прошедших согласование программ подготовки (переподготовки) водителей
автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов и получивших заключения о
соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. В частности,
открыты сведения о названии образовательной организации, ее регистрационных
данных (ОГРН/ИНН), фактическом адресе, официальном сайте и рабочих программах,
по которым осуществляется обучение. Кроме того, аналогичная информация отражена
на специальной интерактивной карте.
Данный ресурс призван информировать граждан РФ в каждом регионе об
образовательных организациях, имеющих на текущий момент возможность
осуществлять образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных
средств.