Изменения в процедуре оспаривания кадастровой стоимости
В соответствии со ст. 24.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Кадастровая оценка производится в отношении всех учтенных объектов недвижимого имущества.
Нужно заметить, что проводимая государственная кадастровая оценка далеко не всегда позволяет объективно установить стоимость конкретного объекта недвижимости (с учетом сложившихся местных условий), в результате чего возникают серьезные разногласия – зачастую кадастровая и рыночная стоимость объекта недвижимости различаются многократно.
Процедура оспаривания кадастровой стоимости
Процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
22 июля 2014 года в нормы ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» были внесены изменения, которые коснулись процедуры оспаривания кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.18 вышеуказанного Закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии, при этом первоначальное обращение в комиссию не требуется.
Отметим наиболее существенные изменения порядка оспаривания кадастровой стоимости:
1. В случае если заявителем является юридическое лицо предусмотрено первоначальное обращение в Комиссию, создаваемую Управление Росреестра субъекта РФ (например в Оренбургской области заявления принимаются в Управлении Росреестра по Оренбургской области по адресу: г. Оренбург, ул. ул. Пушкинская, д.10).
К заявлению прилагается пакет документов:
-
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
-
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
-
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Заявление должно быть рассмотрено Комиссией в течение одного месяца с момента его поступления.
По итогам рассмотрения заявления Комиссией принимается решение:
- об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
- о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Кроме того, в отдельных случаях заявление может быть не рассмотрено Комиссией в установленные сроки.
В любом случае, решение Комиссии или не рассмотренное Комиссией в установленные сроки заявление могут быть обжалованы в судебном порядке.
Отметим, что в отношении заявителей – физических лиц обязательное первоначальное обращение в Комиссию Росреестра не предусмотрено (но не исключается).
2. Еще одно изменение относится к подсудности дел об оспаривании кадастровой стоимости.
Согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» в нормы ГПК внесены изменения.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (таким образом, например, в Оренбургской области с заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно будет обратиться в Оренбургский областной суд).
3. Внесены изменения относительно отчета об определении кадастровой стоимости. Так ст. 24.14 – 24.16 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» установлено, что отчет должен соответствовать требованиям, установленным Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 июля 2011 г. N 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости».
Требования к отчету (кратко):
- составляется оценщиком в 3 экземплярах на бумаге (с приложением материалов на электронных носителях) и в форме упакованного (архивированного) электронного документа с квалифицированной ЭП;
- отчет нумеруется, прошивается и подписывается лицами, проводившими оценку;
- отчет состоит из содержания, уточнения, вводной части, расчетной (основной) и заключительная части.